?

Log in

No account? Create an account
Размышления на тему улыбок и фотографии - Жираф большой - ему видней [entries|archive|friends|userinfo]
Марина Игоревна

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Размышления на тему улыбок и фотографии [Dec. 20th, 2005|10:23 pm]
Марина Игоревна
Иду по Арбату. У концертного зала Петра Слободкина стоит красивая елка, вся в гирляндах, нарядная и праздничная. Две тетушки около нее фотографируются.
- Ну, вот, теперь улыбнись! Раз, два, три… Снято.
Почему мы фотографируемся непременно с улыбкой? Зачем вешаем ее себе на лицо? Зачастую ложную, игривую, ненастоящую? Может быть потому, что хотим быть счастливее? Чтобы потом, рассматривая карточки двадцатилетней давности, говорить: «Какая была зима! Какие мы были молодые и счастливые!».
Мне почему-то кажется, что человек непременно хочет сделаться лучше, чем он есть на самом деле. Казаться лучше, красивее, счастливее. Так ли это нужно? Нужно ли быть всегда хорошим? Вместо того чтобы сказать «я опоздала», мы предпочитаем говорить «меня задержали» или «на дорогах такие пробки». Мы с легкостью переносим ответственность на постороннего, на обстоятельства, чтобы тем самым пусть самую малость, но сделать себя лучше в глазах других. Мне почему-то кажется это мелким. И, думается, в этом кроется краеугольный камень ненастоящих фотографий. Мы картинно счастливы, довольны, мы улыбаемся – все отлично. Почему-то возникает ассоциация с советской властью, когда все напоказ хорошо, когда внешний лоск выше внутреннего содержания.
Но, вспомним картины великих художников. Как правило, портреты редко улыбаются. Их суть – суть самого человека, затаенная, скорее, в глазах, в выражении лица нежели в улыбке. Фотокарточки времен начала 20 века тоже не изобилуют улыбками. Может быть, этот факт надо объяснять тем, что фотодело только развивалось, и люди имели мало представлений о том, какими надо выглядеть на фотографии и какой должна быть сама фотография. Но, опять же, вслушайтесь – «надо быть на фотографии». Кому надо? Зачем надо? Что надо? Надо, чтобы соседка, рассматривая ваши фотографии из отпуска, подумала с завистью, что у вас все хорошо и вы такая счастливая и довольная лежите вон там на пляже? Глупо. Фотография, как вид искусства призвана запечатлеть жизнь, такой, какая она есть, а не ширму, которой мы прикрываем грязь в углу. Я за правдивую фотографию.
Мама, просматривая мое портфолио, спрашивает, вы что, снимались у стен тюрьмы? Нет, в Московских дворах. С фактурой битого кирпича и ободранных стен на заднем плане. Ей не нравится. А мне нравится. Это созвучно мне, моему настроению. Все эти маленькие дворики, неубранные, обшарпанные, со сломанными качелями и покосившимся забором. Мне важнее гармония. Не было бы хорошей фотографии, поставь меня позировать в обнимку с Путиным в шикарных залах Белого Дома. Вспоминаю опять же картины великих художников. Пейзажи. Фотографы тоже любят пейзажи. И это та правда, которую испортить почти нельзя. Нельзя попросить дерево улыбнуться и переставить березы в том порядке, в котором тебе хочется выстроить людей. Портреты. Как правило, постановочные кадры, почти что студийная съемка. Кстати, обратите внимание, фотомодели на своих рекламных плакатах улыбаются редко. Чаще можно встретить взгляд, обращенный внутрь вас, или простое задумчивое лицо. Исторические картины, битвы, сцены из жизни – репортажная фотография. Вспоминаю и не могу вспомнить ни одной картины, где была бы изображена улыбающаяся во весь рот матрона с зонтиком на фоне какого-нибудь дворца. Увидь мы такую картину, обозвали бы ее пошлой и безвкусной. Однако таких кадров на фотопленке подавляющее большинство. Художники редко писали такого рода красоту, наоборот, стремились показать нелестную правду. Будь то нищий в лохмотьях или покосившаяся изба, или девочка с глазами, обращенными к прохожим с мольбой о куске хлеба, или печальная девушка, стоящая у перил балкона и смотрящая вдаль, или в пух проигравшийся, отчаявшийся выиграть гусар, с опущенной кудрявой головой. Быть может, такие картины нравятся нам потому что мы, сравнивая свое социальное, материальное, душевное состояние с увиденным на картине, понимаем, у нас все хорошо и это льется нам, как бальзам на сердце?
Есть и другие картины. Ребенок прыгающий в прыгалки, деревенские бабы, на покосе, разрумяненные и улыбающиеся, охотники за завтраком в лесу, видимо рассказывающие в отсутствие жен пикантные истории. Улыбки есть, они настоящие. Кусочек жизни. Одно мгновение, пойманное фотографом, или умело воспроизведенное художником. Они передают живую энергию. Вон та румяная баба так лихо закидывает сено на воз, что даже, кажется, мы слышим запах скошенной травы. Мы вспоминаем себя, прыгающими в прыгалки у подъезда, хулиганящими в школе. Добрые живые воспоминания.
У И.Лысова в его книге я прочитала прекрасную фразу: «Нет такого кадра «Жена у фонтана», «Жена у памятника». Или фонтан, или жена». Но мы активно эксплуатируем эту идею. Надо «на память» сфотографироваться у пирамид Хеопса или на Эйфелевой башне. И неважно, что нам в тот момент может быть грустно, что с этой Эйфелевой хочется сигануть вниз – мы улыбаемся. Хотя, на мой взгляд, фотография с отчаяньем в глазах была бы куда ценнее. По мне, правда, лучше красивого вымысла. собенно, если этот вымысел плохо сработан. Грустное, но настоящее, лицо лучше вымученной улыбки.
Я, за правдивую фотографию. Я не хочу, чтобы все думали, что у меня все хорошо. Что я воплощение радости и счастья. Так же, как я признаюсь, что это я опоздала на встречу, а не черная кошка перебежала мне утром дорогу. Я буду хмурой на фотографии, если это соответствует моему настроению. Это настоящее. Я буду фотографировать голодных собак у Андреевского спуска и никогда не попрошу сфотать меня с голливудской улыбкой у памятника Богдану Хмельницкому.

А зачем улыбаетесь на фотографии Вы?
LinkReply

Comments:
From: (Anonymous)
2005-12-26 09:51 am (UTC)
Сюжет "фотоприсутствие" называется, как мне сказали.
Уникальный культурный/природный объект на заднем плане + я улыбающийся на переднем.

На самом деле, это не так уже и плохо. Фотография как бы грустной романтичной девушки с "выражением в глазах" может быть не менее пошлой. Сюжет просто заезжен и за счет этого нормально его воспринимать уже просто невозможно. Попсовые тенденции в фотографии, однозначно;)

Shoorick
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: marina_igorevna
2005-12-26 05:35 pm (UTC)
Так вот и интересно, откуда взялся стереопит сюжета. Зачем изображать улыбку/грусть (или еще что-то)? Какова цель?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-01-06 08:25 am (UTC)
Почему штампы сильнее, а естественность встречается редко?
Это серьезная загадка, которая выходит за рамки проблем фотосюжетов:)
***
Позирование на старых картинах тоже было. Это у мастеров (которых мы знаем прежде всего) сюжеты не банальны.
***

Какова цель изображения сюжета "фотоприсутствие"?
Если в самом деле хочешь в этом разобраться, показывай наиболее "странные" свои фотографии наименее "продвинутым" знакомым. И чутко слушай, что они говорят.
Я пока могу вспомнить такое (попытаюсь реконструировать ход мыслей):

1. a) Какой смысл фотографировать стены, дома, реки, горы? Можно же купить открытку.
И ты не художник и не поэт, все окружающее не так уж тебя и впечатляет.
b) С другой стороны, зачем фотографировать только себя? Это можно сделать всегда.
Пока же ты находишься именно в этом определенном месте.
c) Надо сфотографировать себя в окружающих условиях. ("Человек и окружающий его мир" - вечная тема искусства:)
d) Ты должен быть изображен максимально хорошо. Зачем делать случайные или плохие снимки. Представь себя в статике (это ж картина) и максимально привлекательно выглядищим. Получится ослепительная улыбка.

2. Здесь был Вася.
А Петя не был. Петя лажанулся и прое##ал это чудное место, мягко говоря:))
В этом же смысл путешествий - поприсутствовать там-то и там-то. Ну и запечатлеть этот момент. Именно ты и именно там.
Таким образом ты приобщаешься к чему-то высшему. Оно как бы бросает на тебя тень величия.
Когда ты приезжаешь и собираешь друзей после поездки, по какому поводу ты их собираешь?
"Как ты ездил в объект XXX". То есть основные понятия, отраженные на фото, должны быть - "ты" и "объект XXX".
А как ты докажешь, что там был?
(Практически на полном серьезе так спрашивают, как будто нужно предоставить все улики и доказательства:) Или вот аналогичный вариант - мне говорили, что нужно сохранять карты после походов, "а иначе что ты будешь детям показывать?":))

3. Снимать нужно пиковые, особенные моменты. Ни к чему снимать обыденность, это не интересно. Имеют значение следующие измерения:место, время, настроение.
Итак, получаем:
a) особенное место - достопримечательность;
b) особенное время - ну может быть, новый год или день рождения;
c) особенное настроение - пиковое, лучшее настроение - это улыбка.

4. Фотография - это шанс для девушки.
(И не только для девушки).
Нужно выглядеть максимально привлекательным.
Возможно, именно эту фотографию увидят незнакомые люди, и по ней они будут судить о тебе, составят первое впечатление.

5. На старых фотографиях (вплоть до середины века) в основном все серьезные.
Иногда даже такие серьезные, просто запуганные.
Это потом появился культ позитивизма, don't worry, no problems.
Мода такая, вот и все ломанулись туда.
А почему появился, я не изучал. Наверное, исследования в психологии и переход в потребительское общество так сыграл. С улыбкой проще продавать товар, а также продавать (представлять, продвигать) себя.

...
Дальнейшие идеи приветствуются:)

Shoorick
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-01-13 07:28 am (UTC)
Причина номер
6. Так все делают.

Shoorick
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-01-13 07:25 am (UTC)
: У И.Лысова в его книге я прочитала прекрасную фразу: <Нет такого кадра <Жена
: у фонтана>, <Жена у памятника>. Или фонтан, или жена>.

Здрасьте. "Жена у фонтана" - есть такой сюжет. Пусть посмотрит в семейные фотоальбомы или зайдет в любой фотоцентр. Он бы еще сказал, что нет сюжета - "семья внимает телевизору" или "мальчик, перебирающий мелодии на мобильном". Пошлость - норма жизни :)))

Shoorick
(Reply) (Thread)